ГОРДОСТЬ ГАРДЕРОБА ГОРЯНКИ — ПОЯС-КЯМАР

Металлический пояс, получивший тюркское название "кямар", был статусной деталью женского наряда и неотъемлемой частью комплекта украшений каждой красавицы из обеспеченной семьи.
В наряде он выполнял важную функцию — подчеркнуть тонкую талию обладательницы, которая считалась негласным эстетическим каноном на Кавказе, и сделать образ законченным. Каждый, кто хоть раз видел изображение горянки в национальном платье, знает, что такой пояс имеет удивительную способность сообщать наряду богатство и строгость одновременно
Снова в тренде

Этнограф Х. Хасанов отмечает, что именно то поколение, что родилось в девяностые и чье детство пришлось на нулевые, выросло в любви ко всему этническому и стало активно использовать каждую возможность раскрыть свою культурную идентичность, принадлежность к корням. Говоря языком мемов, "миллениалы изобрели национальный костюм" — мы молодежь, которая первой в современности стала массово одеваться в традиционные наряды на свадьбы и торжества.

Пояс как часть это наряда — "мастхэв" каждой кавказской невесты, пожелавшей надеть на свою свадьбу этническое платье. Благодаря тренду на традиционные свадебные церемонии, спрос на этнические украшения снова возрос, а это в свою очередь привело к тому, что мастера-ювелиры стали возрождать традиции ювелирного дела кавказских умельцев, изучать историю, секреты изготовления и т.д.
Кто, как и зачем носил кямар?

Пояс изготавливался по индивидуальному заказу кавказских женщин. Как и любая ювелирная вещь в то время, делался он на века и передавался из поколения в поколение от матери к дочери. Он не просто подчеркивал грацию женской фигуры: металл, из которого было изготовлено украшение, и качество его исполнения указывали также и на социальный статус. Cеребро использовалось реже всего — серебряный пояс могли позволить себе только очень зажиточные семьи.

Юные горянки украшали платье изящными, тонкими поясами, у замужних женщин застежка и пряжка были обычно шире и массивнее. А в Армении, которая всегда славилась своими мастерами ювелирных дел, серебряные и золотые пояса-кямары носили и мужчины — это считалось символом мужественности и достоинства.
Почему настоящий кавказский старинный пояс — редкость

Пояса стоили недёшево во все времена — раньше за один кямар могли отдать целую корову. В семье считалось, что пояс для дочери — это ещё и хорошее подспорье на случай трудных времен, так как его можно продать. Правда, в горестные период депортаций, когда многие кавказские народы были вынуждены покинуть родные земли, люди отдавали свои семейные реликвии за бесценок, чтобы выжить.

В ситуации, когда приходилось обменивать драгоценность за картошку, сохранить пояса, как и другие ценные изделия, мало кому удалось. Многое с массовой эмиграцией было вывезено за рубеж в девяностые, редкие находки сберегли музеи. Говорят, сегодня искать по-настоящему ценный кавказский пояс нужно не на Кавказе, а в Стамбуле.
Пояс в украшениях Mayralla

В наших коллекциях мы вдохновлялись изяществом кавказских поясов-кямаров, богатством их декорирования — кольцо Hazna и браслет Oramash заимствуют форму старинного пояса, серьги и кулон Oramash используют его изобразительный язык, наследуя особенности построения орнамента.